МАОУ СШ № 78
г. Красноярск
  • Среднее общее образование

    Разъяснение по 4 и 5 июля ЕГЭ:

    Письмо федеральной службы в сфере образования и науки

    Письмо 04-134

    Образец_заявления_участника_ГИА_на_пересдачу_ЕГЭ_БНН

    Что рассказать родителям об итоговом сочинении

    Здравствуйте, уважаемые родители!

    Сегодня мы поговорим о том, как будет проходить итоговое сочинение и как его будут оценивать.

    Итоговое сочинение по русскому языку – это работа, по итогам которой выпускники получают допуск к ЕГЭ по русскому языку. Для этого нужно получить «зачет» за сочинение.

    В 2023/24 учебном году итоговое сочинение пройдет по новому порядку ГИА-11. В нем есть новшества, которые касаются сроков проведения итогового сочинения и сроков информирования об итоговом сочинении.

    Основной срок итогового сочинения не изменился. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения. В этом учебном году это 6 декабря. Также не изменили дату первого дополнительного срока. Выпускники, которые прошли испытание в основной срок, смогут написать итоговое сочинение 7 февраля 2024 года.

    Изменили вторую дату повторного проведения сочинения. Теперь второй дополнительный срок для итогового сочинения пройдет во вторую среду апреля. В 2023/24 учебном году второй дополнительный срок пройдет 10 апреля. Раньше одиннадцатиклассники могли повторно пройти испытание в первую рабочую среду мая.

    Не позднее чем за две недели до сочинения, то есть до 22 ноября выпускники должны подать заявление и согласие на обработку персональных данных.

    Порядок проведения сочинения

    Пускать выпускников в школу в день сочинения начнут в 9 утра. Экзамен начнется в 10 часов. Перед экзаменом организаторы проведут инструктаж, помогут заполнить бланки. После инструктажа озвучат конкретные темы.


    Комплекты тем итогового сочинения будут формировать, как и в 2022/23 учебном году, из закрытого банка. Комплекты будут содержать темы как за прошлые годы, так и новые, которые разработали в 2022 и 2023 годах. Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год перестали формировать с 2022/23 учебного года и к этой практике возвращаться не собираются.

    Как и в прошлые годы, комплекты тем сформируют отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности. Темы выпускники 2023/24 учебного года традиционно узнают за 15 минут до начала итогового сочинения.

    На сайте ФИПИ опубликованы названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.

    В 2023/24 учебном году ФИПИ обновил структуру закрытого банка тем итогового сочинения. В раздел 3 «Природа и культура жизни человека» добавили новый подраздел – «Язык и языковая личность». Также уточнили комментарии к разделам закрытого банка заданий.

    Закрытый банк тем итогового сочинения включает 3 раздела.

    Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

    Темы этого раздела:

    • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
    • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
    • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
    • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
    • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

    Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

    Темы этого раздела:

    • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
    • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
    • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
    • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
    • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

    Раздел 3. Природа и культура в жизни человека.

    Темы этого раздела:

    • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
    • нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
    • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
    • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
    • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

    В 2023/24 учебном году в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка я в соответствии со следующей последовательностью.

    Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

    Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

    Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

    На сайте ФИПИ опубликовали образец комплекта тем:

    Номер темы

    Тема

    111

    Какую жизненную цель можно назвать благородной?

    201

    Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?

    304

    Как становятся героями на войне?

    405

    Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?

    509

    Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

    602

    Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

    Выпускнику предстоит выбрать одну тему из шести и указать номер темы в бланке регистрации и бланке записи.

    Время написания сочинения 3 часа 55 минут. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды получают на написание дополнительно 1,5 часа.

    Если ребенок опоздает на экзамен, его допустят к написанию, дадут информацию, которая нужна для заполнения экзаменационного бланка, но не будут проводить инструктаж и продлевать время.

    С собой на экзамен можно принести:

    • документ, удостоверяющий личность;
    • черную капиллярную или гелевую ручку;
    • лекарства и питание, если они необходимы;
    • участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды могут иметь при себе необходимые им специальные технические средства.

    На экзамене запрещены:

    • любые средства связи;
    • электронно-вычислительная техника;
    • фото-, аудио- и видеоаппаратура;
    • справочные материалы;
    • любые письменные заметки;
    • тексты литературных произведений;
    • собственные словари.

    Если выпускник нарушает порядок проведения экзамена, его удаляют с экзамена, работу не проверяют и не оценивают. Повторный допуск в такой ситуации ученик получает по решению педагогического совета.

    Если на экзамене ребенку станет плохо, он может прервать написание. Работу не будут проверять и оценивать, а выпускник автоматически получит повторный доступ и сможет написать сочинение в феврале или мае.

    При проверке комиссия не будет проверять черновики, объясните это детям. Если они не успеют переписать свою работу на чистовик полностью, то проверят только ту часть, которую они успели переписать.

    Работы комиссия проверяет максимум семь дней. Ознакомиться с результатами можно в школе или в местах регистрации на итоговое сочинение, на региональных сайтах, специально созданных для этого, по телефонам горячей линии. Дайте информацию о способах ознакомления по своему региону.

    Результаты сочинения как допуск к ЕГЭ действительны бессрочно, подать результаты в вуз, чтобы получить дополнительные баллы, можно в течение следующих четырех лет.

    Критерии оценивания

    Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Проверят сочинение эксперты комиссий, которые создают специально, чтобы проверить и оценить работы по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.

    Требование № 1. Объем итогового сочинения

    Что проверят эксперты. В сочинении должно быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем – от 350 слов, максимального количества нет. Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные.Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом. Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет».

    Что порекомендовать ученикам. Считать количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет».

    Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

    Что проверят. Эксперты проконтролируют, самостоятельно ли школьник написал сочинение. Сочинение нельзя списывать:

    • с работы другого участника;
    • чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;
    • литературной критики и т. п.

    Выпускник имеет право приводить в тексте цитаты. Объем цитирования – не больше собственного текста.

    Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставит «незачет» за невыполнение требования № 2 и за работу в целом.

    Что порекомендовать ученикам. Использовать прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Обязательно указывать источник, нельзя выдавать чужие мысли за свои. Требований к оформлению ссылки нет, поэтому можно оформить так, как удобно и уместно.

    Итоговые сочинения эксперты оценивают после того, как признали, что работа отвечает двум указанным выше требованиям.

    Сочинение оценивают по пяти критериям:

    1. Соответствие теме.

    2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

    3. Композиция и логика рассуждения.

    4. Качество письменной речи.

    5. Грамотность.

    Критерии 1 и 2 – основные. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то «незачет» выставят и за все сочинение. Чтобы получить «зачет» за работу, ученик должен получить «зачет» по критериям 1 и 2 и еще минимум по одному из критериев 3 – 5.

    Критерий

    Что оценят

    Как оценят

    Соответствие теме

    Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой

    «Незачет» –если сочинениене по теме, в нем нет ответа на вопрос иликонкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях – «зачет»

    Аргументация. Привлечение литературного материала

    Как участник строить рассуждение и доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их литературным материалом.

    Участник должен привлечь не менее одного произведения художественной, мемуарной, документальной, публицистической, научной и научно-популярной литературы.

    «Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:

    – не использовал литературный материал;

    – существенно исказил содержание произведения;

    – лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.

    Во всех остальных случаях – «зачет»

    Композиция и логика рассуждения

    Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

    «Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

    Во всех остальных случаях – «зачет»

    Качество письменной речи

    Как участник выражает мысли, использует разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно ли употребляет термины

    «Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

    Во всех остальных случаях – «зачет»

    Грамотность

    Грамматику, орфографию, пунктуацию

    «Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

    Аналитическая справка по итогам проведения итогового сочинения 6.12.2023

    заявление ГИА

    комментарии к разделам банка тем ИС

    критерии оценивания ИС

    МР по организации ИС

    памятка о проведении ГИА

    правила заполнения бланков ИС

    Расписание ГВЭ

    Расписание ЕГЭ

    Сроки ГИА

    2.-pravila-zapolneniya-blankov-2024-25_itog

    1.-mr-po-organizaczii-i-provedeniyu-is-2024-25_itog

    Форма заявления 2025 г.

    04-323 от 14.10.2024

    3.Сборник отчетных форм сочинения (изложения) 2024-25_ИТОГ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie